Основы психологии геймера: мнение американских исследователей
Многопользовательские онлайновые игры стали настоящим откровением для
ученых в разных областях науки: экономика, политология, лингвистика,
социология, психология и т.д. Сейчас многие из них начинают понимать,
что в виртуальном пространстве, населенном реальными людьми, можно
ставить самые разнообразные эксперименты и проверять различные научные
гипотезы, даже самые фантастические. Например, экономисты могут
проверять, как скажется в обществе введение нового налога, политологи -
изучать реакцию тоталитарного общества на смену политического режима. И
так далее. Виртуальное пространство MMOG открывает массу возможностей
для научных исследований.
Например, исследователи из университета Рочестера и компании Immersyve
выявили, что компьютерные игры служат не столько развлечением, сколько
способом удовлетворения других, более серьезных психологических
потребностей.
Чтобы придти к такому выводу, ученые исследовали причины, по которым 1000 геймеров вновь и вновь садились за компьютер, сообщает
HealthDay. Все игроки были поделены на 4 группы, в каждой из которых
отдавалось предпочтение тому или иному типу игр. С помощью специальных
опросников выяснилось, что игры могут дать людям возможность
почувствовать, что они достигли в чем-то успеха, что они свободны, и
даже ощутить родство с другими пользователями.
Но не только эти эмоции заставляют человека продолжать игру. Как
признались некоторые испытуемые, настоящее воздействие производят на
них те игры, в которых они получают такой опыт, и решают такие задачи,
которые как-то связаны с реальной жизнью.
Психолог Ричард Райан (Richard Ryan),
руководивший работой исследователей, считает, что психологическое
влечение к играм происходит в основном благодаря тому, что они способны
возбуждать у игроков чувство независимости, компетентности и
связанности с другими геймерами. Г-н Райан считает, что игры не только
мотивируют играть дальше, но и "могут улучшить психологическое
состояние человека, по крайней мере, на короткий срок".
Для испытуемых, которые играли в многопользовательские онлайн-игры,
необходимость в связанности является "важным удовольствием, которое
несет в себе чувство присутствия", считают ученые. В то же время Ричард
Райан отметил, что не все компьютерные игры могут удовлетворить
основные психологические потребности человека. По его мнению, таким
играм будет сложнее заставить геймера возвращаться к ним вновь и вновь.